Искусственный интеллект и эмоции

Потерялся в реале, нет времени написать что-нибудь осмысленное. Зато вот мой коллега написал про ИИ. Делюсь.

Мышки кололись, плакали, Но продолжали есть кактус

В нете я натолкнулся на пару статей на эту тему, на восторженное видео про Перца и решил написать этот пост. Сразу скажу, что правильнее было бы в заглавии указать не «эмоции», а «эмоциональная сфера», так как речь пойдет и о чувствах тоже.

Мое мнение такое — при нынешних тенденциях исследований в области искусственного интеллекта возможность адекватной реализации эмоциональной сферы равна чуть менее, чем 0.

Пока исследователи оперируют бихевиористкой формулой – стимул->реакция (робот анализирует выражение лица человека, тональность голоса, и выдает эмоциональную реакцию, подобную той, что переживает человек, с которым он контактирует). Сами они считают, что «пока», но, вообще-то, это их потолок.

И причин этому несколько:

1. Эмоциональная сфера самого человека изучена слабо 2. Намечается уход в рамках исследования ИИ от попыток «копирования» конкретного человека 3. Сама цель создания ИИ. Чуть подробнее.

1. Для того чтоб сделать реплику – необходимо досконально изучить оригинал. К сожалению, эмоциональная сфера человека, которая должна служить прообразом эмоциональной сферы ИИ, практически не изучена. Основным средством изучения являются приборы, фиксирующие изменения внешне и на физиологическом уровне, а методом – самоотчеты испытуемых. Но одно дело – переживать эмоцию, и совсем другое – описать ее с помощью условной символьной системы. Чтоб лучше понять насколько все сложно, приведу пример, который рассказывал преподаватель одного ВУЗовского курса. Постараюсь кратко и понятным языком. Человек приходит на рок-концерт. В рок-музыке превалируют низкие тона. Низкая тональность резонирует с гамма-ритмами нашего головного мозга. Амплитуда и частота гамма-ритмов увеличиваются, что вызывает возбуждение лимбической системы головного мозга. В лимбическую систему входит рептильный комплекс (рептильный потому что в филогенезе впервые появляется у рептилий). Данный комплекс, как и другие нижние (читай – древние) области мозга, отвечает за самое примитивное восприятие,- все враги,- и отреагирование окружающих стимулов,- уничтожь. Добавьте стадный инстинкт и, в итоге, имеете агрессивную толпу после рок-концерта, для которой разбить витрину или разворотить трамвай – милое дело. Футбольные фанаты, кстати, недалеко ушли. Согласитесь, не так уж все и просто с эмоциями. И это я еще не упомянул такое явление как эмоциональное заражение, которое влияет на скорость возникновения и протекания эмоциональных состояний. Программисты, сможете закодить?

2. Уход от попыток «копирования» конкретного человека и поиск «фундаментальных основ». Видимо, в конкурсах ИИ будет все меньше одесских мальчиков и все больше Нао и Перцев. Эх, за державу-то обидно! В данном случае исследователи почему-то не учитывают тот факт, что эмоции сугубо индивидуальны. Да, спектр эмоций, доступный людям, примерно одинаковый для всех,- патологию не учитываем. Но то, что мы переживаем, когда и с какой интенсивностью – все это персональное, обусловленное как врожденными характеристиками,- этик Вы или логик, скорость и интенсивность протекания Ваших психических процессов, уровень интеллекта и др.; так и личностными характеристиками, приобретенными в процессе онтогенеза,- у всех нас разные родители, которые воспитывали нас по-разному, разные учителя, разные кумиры, мы попадали в разные ситуации, из которых выносили персональный опыт и т.д. Очень много «разный», «индивидуальный» и «персональный», и ни одного «общий» или «одинаковый». Поэтому попытка создания ИИ с эмоциями, по сути, является попыткой создания уникального ИИ, а не серийного образца.

3. Кто из вас задумывался, зачем, собственно, нужен ИИ? Экзистенциальная проблема одиночества? — Нас на Земле более 7 млрд., и мы не собираемся останавливаться. Да и Вселенная велика и полна сюрпризов. Помощник? — Мы не так уж и беспомощны. К тому же проблема безработицы, как бЭ, дает широкие возможности заиметь себе помощника-«раба» )), но нет – это ж против этики ((. Сверхчеловеческие способности? — А какие именно? Считать, анализировать, синтезировать решения (имеются в виду сами операции) быстрее человека может любой ПК. Получается, что самая явная причина – наше тайное стремление стать на одну ступеньку с Создателем и сотворить Нечто по подобию своему. Человеческое – такое человеческое (см. эпиграф).

P.S. Замечу, что прошлая попытка посягательства, если верить самой-популярной-книге-в-мире, закончилась разделением единого народа и появлением языков…

AI & E(motion)

Got lost in the real world and have no time for bloging something meaningful. But here’s my colleague’s thoughts on AI. Treat yourself 🙂

Cacti, still cry,

So why do we try?

These days I have fallen upon a couple of posts regarding the subject and an exciting video about Pepper. That is why I decided to put down my thoughts. I should mention that all I am going to say refers not only to emotions but also to feelings. My opinion is that taking into account the present tendencies of AI research possibility of proper realization of emotions is a little bit less than 0. For the moment researchers operate the classical conditioning formula – stimulus->reaction (a robot analyses facial expressions of a man it contacts and then the robot shows emotional reactions similar to those experienced by the man). Researchers themselves think “for the moment” but actually they have reached their limit. There are some reasons:

  1. Human emotions are poorly studied
  2. Drift from tries “to copy” a person
  3. Goals of creating an AI

Let’s expand on the theme. 1. It is necessary to study the original thing well to make a replication. Unfortunately human emotions that are supposed to be a prototype for AI emotions are poorly studied. The main experimental tools are devices registering external and internal (physiological) changes; and the method is self-reporting. But one thing is to experince an emotion state and quite another thing is to describe this state using a conventional symbolic system. To better understand to what extent it is challenging, I’ll give an example, one that the teacher told us on a high school course. I’ll try to lay it down in brief layman’s terms. You visit a rock concert. In rock music the low tones are prevalent. Low tone resonates with gamma rhythms of our brain. The amplitude and frequency of gamma rhythms increase, which causes the excitation of the limbic system of the brain. The limbic system includes the reptilian complex (reptilian for it first appeared in reptiles phylogeny). This complex, as well as other lower (in other words – old) areas of brain, is responsible for the most primitive perception – everyone’s an enemy! – and for the responding to surrounding stimuli – exterminate!. Add the gregarious instinct to the mix and as a result after a rock concert you’ll have an aggressive crowd gladly game for smashing the shop-windows and overturning the automobiles. Football fans, by the way, are no different from them. All of us involved agree that emotions are not so simple! And to top it off I have not yet mentioned the phenomenon of emotional contagion, which affects the rate of inception and progress of emotional states. Hey, coders, can you code me that?

2. Moving away from attempts to “copy” a specific person, and searching for “fundamentals” instead. Apparently, there will be less Odessa boys and more Naos and Peppers at the competitions from now on. Oh dear, how it’ll hurt Odessa’s feelings 🙂 In this case, researchers for some reason do not take into account the fact that emotions are purely individual. Yeah, the range of emotions available to everyone is about the same for everyone (we do not consider the pathologies here). But what we are experiencing, when we do it and with what intensity – is all private, both congenital characteristics (no matter whether you’re ethic or logic, what speed and intensity of your mental processes are, the level of intelligence, etc.) and personal characteristics acquired during ontogenesis (we all have different parents who raised us in different ways, different teachers, different idols, we’ve got into different situations, and gained different personal experience, etc.) alike. A lot of “different”, “individual” and “personal”, and no “common” or “the same”. Therefore, an attempt to create AI with emotions, in fact, is an attempt to create a unique AI rather than mass-produced one.

3. How many of you wondered why, in fact, we need the AI? The existential problem of loneliness? There are more than 7 bln of us on Earth. And we’re not going to stop on that number. And the universe is large and full of surprises. Assistant? We are not so helpless. In addition, the problem of unemployment kinda gives us an ample opportunity to get our hands on a personal “slave”)), but this will contradict the ethical norms (( Superhuman abilities? And what kind exactly? Every PC is able to calculate, analyze, synthesize solutions (I mean the operations themselves here) faster than any human can. So the most obvious reason is our secret desire to come up with the Creator, and to create Something in our likeness. Hilarious humans  (see the epigraph).

P.S. I’d like to add that the past attempts to encroach – according to the most-popular-book-in-the-world – ended up in separating the global nation and the emergence of different languages…